joomix

Таня Гусак - серебро IBO

На фото - первая справа.

Интервью с Таней Гусак, победительницей международной биологической олимпиады. Подробности межнара, процесс подготовки, подноготная всеукраинских олимпиад, размышления об олимпиадной системе в Украине, история борьбы и невероятные факты - Таня о своей жизни и карьере честно, с юмором и без купюр.

Наверное, логично спросить сначала: откуда все началось? Как ты заинтересовалась олимпиадами и биологией в частности? 

У нас в холле школы висел список олимпиад, я просто ходила на все, что там были указаны, кроме наверное только китайского. Мы соревновались, у кого будет выше школьный рейтинг по этим олимпиадам, ходить на все это была обычная практика. Ну а биологией я интересовалась ещё с младших классов. Наверное заинтересовалась после просмотра красочных фильмов о дикой природе, моя мама до сих вспоминает, как я плакала, в 3 года посмотрев фильм о вымирании видов. После того, как занялась спортивным ориентированием, несколько раз проигрывала соревнования просто потому, что останавливалась рассмотреть что-нибудь замеченное в лесу - например когда первый раз в жизни увидела хвощ или заметила как шмель прогрызает отверстия в весенних цветах, потому что слишком толстый чтобы по другому достать нектар из тонкой трубки. Научную литературу серьёзно начала читать где-то класса с восьмого, тогда же стала олимпиадницей. 

Нас олимпиадников делили на две категории - тех, кто ходит на все предметы из расчёта занимать места где-то на каждой третей, и тех, кто специализировался на одном предмете, для кого было трагедией свою олимпиаду проиграть. Я использовала обе стратегии - просто весело было от нечего делать поготовившись несколько часов пытаться выиграть у тех, кто этим серьёзно занимается. В конце-концов полезный навык - способность быстро выучить много информации, разобраться в новом предмете и уметь логически догадываться до правильного ответа в тестах. Но серьёзно готовилась только к биологии.

Почему олимпиады были важны для тебя? Что они давали? Я говорю здесь именно о "профессиональной" составляющей, о твоих олимпиадах по биологии, о всеукраинской.

Я не делала это для того, чтобы получить некие бонусы. У меня и так было 12 по биологии, и я была первой в списке при поступлении, хотя обещанных баллов за межнар к зно мне так и не добавили. Я участвовала наверное из чисто спортивного интереса, смогу ли выиграть.

Готовясь к олимпиадам, я узнала очень много нового и интересного как теоретически, так и во время практической подготовки. Мы вместе киевской командой готовились ко всеукру, и я нашла себе много друзей и единомышленников на олимпиадах. Потом мы участвовали командой на биологических турнирах (в 2015-м выиграли всеукраинский) и просто собирались обсуждать интересные вопросы. До этого мне даже поговорить было не с кем о биологии, ибо все разбегались когда я начинала эту тему.

На межнар было интересно поехать, чтобы увидеть новую страну, пообщаться с олимпиадниками со всего мира. В отличии от украинских заданий, проверяющих кто больше смог вызубрить, задания межнара являются логическими задачками, решать которые реально интересно.

Мы еще перейдем к самой главной части нашего разговора, твоему межнару. Но сперва несколько необычный вопрос. О твоей главной победе знают все, а что насчёт твоей главной неудачи? Есть такая?

Мне не хватило 3 баллов (было 193, а надо было 196) в 2015-м, чтобы попасть в юношескую сборную Украины по спортивному ориентированию. У других было трое отборочных соревнований и результат по двум лучшим, а я одни пропустила из-за всеукра по биологии, так что у меня не было право на ошибку. Но я её таки сделала. Так и не стала профессиональной спортсменкой.

А теперь обещанная тема. Она большая, поэтому начнем понемногу. Межнар - это получилось скорее спонтанно, после победы на всеукре или была целенаправленная подготовка именно к поездке на межнар?

У нас в школе был химик Христофор Хохлов. Он дважды ездил на межнар в 10 и 11 классе, и я решила что у меня тоже получится, но моей учительнице эта идея не слишком понравилась. В 10 я вначале написала школьную за 11 класс (я же учусь в физмат лицее, там биологии почти никто не знал, плюс за 10 класс неинтересно писать), районную я написала за 11 "случайно" (весело, но на входе дежурный ученик рассказал мне, куда идти восьмиклассникам...). Когда я объявила, что буду писать за 11 город, меня и моих родителей достали звонками - вначале уговаривали меня не писать за 11, ибо я проиграю и не попаду на всеукр, а потом почему-то сменили тактику и просили не идти за 11, ибо вдруг я выиграю и заберу у кого-нибудь дополнительные баллы к ЗНО. Но я таки сьездила дважды на межнар. За год до меня в 10 классе пыталась поехать Катя Забава, но завалила отборы, которые в том году проводились используя биофаковские модульные контрольные... Поехала в 2015 с ней на межнар.
В следующем году за день до отборов на межнар я с Тимофеем прорешивала тесты прошлых межнаров последних годов. Только один тест мы дали порешать десятикласнице Дарине Завадской, которую добрые учителя таки отговорили в 10 писать за 11. В результате она получила первый абсолют на всеукре с громадным отрывом, а потом почти плакала, что не писала за 11, а нам с Тимофеем на отборах попался тот самый тест, который мы отдали Дарине и к которому были совсем не готовы... Желаю Дарине выиграть межнар в этом году.

Что ж, совет олимпиадникам: пишите олимпиаду за 11 класс и никого не слушайте.
Я ведь не знал, что ты бывала на межнаре дважды. В каких странах они проходили?

В Дании и Вьетнаме.

Расскажи немного об этом опыте. Основные впечатления, знакомства, конечно же, момент награждения.

В этом году страшно налажала на практике. И когда назвали всех бронзовых медалистов, была уверена что я в призы не попала. У меня от нервов даже страшный насморк начался и потом несколько дней проходил. И вдруг оказывается, что у меня серебро. Это уже потом, считая балы, я ругала себя, что если бы не эта да ещё не вон та глупость, то может бы и золото было...

Многие люди (человек десять) тоже ездили на межнар дважды. Некоторых узнала лично, других когда они надели прошлогоднюю олимпиадную футболку.

А какой результат был в Дании?

Низкая бронза.
Впрочем, неудивительно, учитывая, что я от нервов на практике добавила рестриктазу вместо полимеразы в ПЦР. Весело, но за день до этого мы обсуждали, что было бы просто, если на практике дадут ПЦР.
Есть правило - в первые 15 минут надо проверить, дали ли все реактивы. Катя проверила - всё, что надо, есть. Оказалось, ей дали пустой эппендорф с полимеразой - видимо забыли налить. А потом сказали - сама виновата, раз не проверила. Оказывается нужно было проверить не только наличие ёмкостей, но и то, что внутри есть реактивы. Может нам надо было ещё химически проверить что они не перепутали и дали нам те вещества, что надо?
Ивану наоборот повезло. Практики были многостадийные, и после успешного выполнения задания для предотвращения накопления ошибок нам выдавали, какими должны были быть наши результаты. Иван не успел провести ПЦР, но по ошибке ему дали фото фореза с правильными результатами, и он правильно ответил на все тестовые вопросы.
А на теории 3 часа на 50 вопросов, и к каждому куча текста (обычно даже с упоминанием очевидных вещей - вдруг вы забыли вообще все, и почти всё, что надо знать для решения, написано в условии, и это прекрасно, но текст от этого слишком длинным становится), а я думаю медленно. В результате дойти до конца времени не хватило, и даже не успела поставить случайные галочки. Так и остались пустые клетки. Потом долго за это ругали. 
На практике задания вроде бы не сложные, но на каждую практику 1.5 часа и куча заданий. А когда пытаешься сделать быстро, сразу вылазит много ошибок (особенно у такого невнимательного человека как я).
На закрытии в Дании даже награждения не было. Тесты были в электронном виде на планшетах (что как по мне не удобно - прокручивая задания можно случайно поставить не там галочку). Но ещё хуже, что ответы сразу передавались на сервер, и этот сервер вечно глючил. Мы ждали больше часа пока его перезагружали. И после каждого ответа оно секунд 20 думало. Иногда вообще переставало работать, и в конце-концов таким неудачникам давали листок бумаги для ответов. Но главная беда была в том, что что-то произошло с файлом шифрования работ и стало невозможным определить, где чья. Решено было не награждать никого. Спустя три часа таки разобрались и наградили нас ночью в кафе. 
Во Вьетнаме решили во избежание подобных инцидентов дать нам бумажные задания. Мы просили, чтобы кроме русского перевода нам дали и английский оригинал, но наши руководители решили что это будет нас только отвлекать. Как и многие переводы наспех за две ночи на межнаре, этот содержал много ошибок, включая формулу по которой невозможно было что-либо посчитать.

Вот так вот межнар бывает похож на наши олимпиады. А связи с этим вопрос: какие ты видишь сегодня проблемы в олимпиадном движении? Чего не хватает? Как можно улучшать результаты команды на межнаре в целом?

Сделать задания на всеукре более похожими на межнаровские, а то мы отбираем умеющих зубрить и отправляем туда, где надо уметь логически анализировать информацию. Не странно, что при таком подходе тех, кто мог бы выиграть межнар, обгоняют ходячие справочники.

У нас были всего недельные сборы по подготовке к межнару, так что в основном готовились сами. Тимофей провёл опрос на межнаре и выяснил, что почти всех готовили дольше нас (в среднем две недели и, думаю, многих больше, но не говорили, ибо правилами олимпиады запрещено дольше готовить, хотя проверить очевидно невозможно, и, наблюдая за доведёнными до автоматизма движениями американцев и сингапурцев на практике, догадываешься, сколько у них длилась подготовка). Меньше готовили только туркменистанцев (повезли на поле показывать, как выращивать пшеницу) и норвежцев (их страна первый раз на межнаре, но зато члены команды бегали спортивное ориентирование, и я неожиданно нашла единомышленников из страны, где этот спорт наиболее развит). Зато у нигерийцев была нормальная практическая подготовка по молекулярной биологии (которой у нас вообще не было).

Нам на всеукре дали обрезанные груши, примотанные к пипеткам скотчем. Потом Дарина смеялась, что надо провести межнар в Украине, - тогда мы точно бы его выиграли, ибо никто больше не сможет работать на таком оборудовании.

Недельные сборы на межнар - это на мой взгляд вообще катастрофа. Я хотел бы спросить ещё вот о чем. Пожалуй, чудодейственного "рецепта победы" нет. Но все же, что могло тебе победить, что есть такого, без чего, как тебе кажется, победы не было бы?

Не знаю. Наверное, я просто правда очень люблю биологию (хотя мне достаточно тяжело объяснить, почему). В своё свободное время учила биологию не потому, что это зачем-то было надо, а просто потому, что очень интересно. Мало что учила специально к олимпиаде. (Хотя у меня хорошая кратковременная память, и всегда был длинный список того, что следует перед олимпиадой выучить, чтобы на следующий день забыть, и потом перед следующей олимпиадой учить заново, ибо эта информация нигде не нужна кроме олимпиады).

Ты уже упоминала Дарину Завадскую как вероятного межнарника в этом году. Близится всеукр, хотелось бы узнать твоё мнение о том, кого ты считаешь перспективными ребятами и за кого будешь болеть.

Ещё Ладу (но она пока в 10) и Олю, которая в 10 и её не пустили писать за 11, хотя её результаты лучше результатов тех одинадцатикласников, которых взяли. Теперь она в команде Киева за 10, но на олимпиаде будет писать заявление, чтобы ей разрешили писать за 11. Удачи ей.

Тоже желаю им удачи. Надеюсь, они прочтут это интервью.

Ты не раз упоминала о том, что главный мотив в олимпиадах - это любить свой предмет, и ты любишь биологию. Расскажи о каком-нибудь поразительном на твой взгляд факте из твоей науки. Это может быть какая-то новость, открытие, или уже давно известная, но оттого не менее удивительная истина.

Все мы трансгенные живые организмы. Например, 10% нашего генома - остатки ретровирусов, которые туда когда-то встроились. И это не просто мусор - некоторые имеют жизненно важное значение. Например, ген синцитина, необходимого для формирования плаценты вирусного происхождения. А РНК полимераза наших митохондрий вообще бактериофагового происхождения. Скорее всего, ген был перенесён вирусами бактериальным предкам митохондрий, которые перенесли его в эукариотический геном, став эндосимбионтами.

Сумарная длина нашего генома в одной клетке - около 2 метров (хорошо научились компактизировать). А если посчитать сумарную длину во всех клетках, то хватит до сонца и назад несколько раз.

Технически динозавры не вымерли, так как птицы являются их прямыми потомками и для описания вымершей группы пользуются длинным термином "нептичьи динозавры". Аналогично киты являются копытными.

У эмбриона на некоторых стадиях развития нейронов раза в два больше, чем у взрослого человека. Более чем половине нейронов не удаётся образовать правильные связи, и они погибают апоптозом (клеточным самоубийством) ещё до рождения ребёнка.

За нейроны, прямо сказать, жаль. Что ж, как видим, оставшаяся часть по крайней мере у некоторых справляется со своими задачами отлично.

Не думаю. Нейронная сетка работает благодаря правильным связям, а от кучи неправильно связанных нейронов мы бы точно умнее не стали, и скорее были бы идиотами-паралитиками.

И участвовали бы в розыгрышах за репост, быть может.

Жаль что наша ЦНС почти не способна к регенерации. У птиц всю жизнь могут появлятся новые нейроны в большинстве отделов мозга. У рыб и аксолотля восстанавливаются поврежденные части мозга. А сколько людей становятся калеками после инсульта...

Таня, теперь перейдем к блицу. Здесь будут короткие вопросы на которые ты должна давать короткие ответы, долго не задумываясь.

Какие качества ты ценишь больше всего в твоих друзьях?

Оригинальность мышления, неординарность.

Какая твоя самая характерная черта?

В микрорайоне все меня знают как девочку которая ходит зимой без куртки.

Если бы ты могла встретиться с одним человеком из когда-либо живших, кто бы это был?

Мария Кюри.

В каких случаях ты лжешь?

Когда объясняю почему меня не было на паре.

Кто твой любимый литературный герой?

Гарри из фанфика "Гарри поттер и методы рационального мышления" (автор Елизеер Юдковский).

Чего ты боишься больше всего?

Собак.

Чем ты больше всего дорожишь из того, что у тебя есть?

Друзьями.

И напоследок. Один короткий совет начинающим олимпиадникам.

Решайте тесты прошлых годов. Организаторы ленивые и часто берут прошлогодние тесты, ибо им лень выдумывать новые. И это хорошая тренировка - легко быстро найти темы, которых не знаешь.

 

 

OLIMPUS

Контактна інформація:

Email: kenduhov.ig@gmail.com

Телефон: +380 99 222 95 63

Flicker Feed